* * *
За последние годы заметно возрос интерес людей к историческому прошлому своего города или села, своей нации или веры, некоторые даже пытаются выяснить свою родословную. Наверное, в нас проявляется потребность восстановить когда-то нарушенную связь с прошлыми поколениями.
В материалах Астраханского областного архива встречается упоминание о святыне с. Иванчуг.
Село Иванчуг оказалось одним из самых ранних на Волге. Уже при Иване Грозном были учуги (деревянные забойки для [ловли к]рупной рыбы) и Бурунтай.
В 1[568] г. был основан присланным в Астрахань игуменом Кириллом Астраханский Троицкий монастырь. Ему принадлежали воды Волги от Чагана до моря с буграми, лесами, протоками Хмелевской, Истубой и Карасой. К концу 16-го века многие монахи из монастыря жили на Троицком бугре недалеко от Иванчуга. С высокого места они следили за ловцами и за своими учугами на реках.
Первые русские цари оказывали уважение Астраханскому Троицкому монастырю. Так, в 1646 г. царь Алексей Михайлович подтвердил грамотой, что Иванчугский учуг и Троицкий бугор принадлежат монастырю. Эта жалованная грамота в числе самых ранних сохранившихся документов находится в Астраханском областном архиве.
Заручившись грамотой, монахи Троицкого монастыря построили в Иванчуге примерно в 1655 г. церковь Святой Живоначальной Троицы для ловцов-разночинцев и переселенцев, которые с давнего времени жили при учугах. Так что уже к 1670 г. в Иванчуге и Уварах были православные церкви.
В 1670 г., вскоре после захвата Астрахани, Степан Разин в сопровождении нескольких тысяч восставших побывал на Иванчугском учуге. Здесь он сделал себе флот и весной начал свой поход в Персию.
В церкви Иванчуга С. Разин оставил икону Федоровской Божией Матери. «Сей образ во имя Божией Матери Федоровской с того времени и доныне находится в местном храме с тем украшением, какое было на нем», – так было записано в церковной летописи иванчугской церкви 1875 г.
Эта икона была точной копией чудотворной иконы Федоровской Божией Матери, с 1239 г. хранящейся в одном из храмов г. Костромы. Она особенно почиталась царским домом Романовых, так как её считали покровительницей родоначальника Романовых – Михаила Фёдоровича, а значит и всей династии.
Точная копия Костромской иконы была сделана для придворной церкви Романовых в Москве.
Древнейшие копии её были ещё в Городецком монастыре, в Ярославле, в Нижнем Новгороде, в Моршанске и в Астраханской губернии в иванчугской церкви.
Та копия иконы, что хранилась в Иванчуге, была, скорее всего, вывезена С. Разиным из какого-то храма Костромской губернии.
По описанию священника И. Орлова за 1902 г. иванчугская икона была древней. Он пишет, что, судя по живописи, она написана в начале XVI или даже XV века, писана на сосновой доске. Живопись была лишь немного потёрта. Желая сохранить её ещё надолго, служители иванчугской церкви покрыли её стеклом в 1900 г.
Икона была украшена серебряно-золотой ризой, в которой с окладом и массивным венцом было весу более 16 кг. Риза с украшениями: на венце бриллиантовый крест из 12 камней, на самой ризе 3 звезды: одна бриллиантовая, другая – изумруд, осыпанный бриллиантами, третья – изумруд, осыпанный алмазами. Ценная риза сделана в конце 19 века, венец сохранился древний.
Эта древняя икона два с половиной века как святыня хранилась в Иванчугском храме. В летнее время тысячи приезжих богомольцев молились перед чудотворной иконой и отходили с облегчённым сердцем и новой силой для перенесения недугов тельных и невзгод житейских.
Местный священник И. Орлов утверждал, что село Иванчуг с 14 марта до глубокой осени с чудотворной Федоровской иконой составлял средоточие религиозной жизни Астраханского края.
В Иванчугском храме хранился до 20 века ещё один документ древности – Евангелие эпохи государя Михаила Федоровича (1644 г.), попавшее в Иванчуг, видимо, со времен постройки первого православного храма в 1655 г. А было их в Иванчуге четыре. Первый существовал до 1797 г. Сначала он стоял при учуге на столбах-сваях, затем на Таннминском бугре, пока из Астрахани не привезли купленный на Троицкой площади новый храм. Когда он обветшал, заложили новую церковь на иванчугском острове в 1844 г. и освятили с именем Святой Троицы.
Не очень долго существовал третий храм. Жителям острова Иванчуга угрожала опасность быть смытыми водой – им нужно было уходить на другое место. На храм нашлись покупатели и перенесли его в Караванное, а иванчугцы сделали себе новый, четвёртый, на новом месте в 1884 г., куда в очередной раз была перенесена икона.
К сожалению, теперь нет уже ни той церкви, ни той ценной иконы, и вряд ли даже кто-то из местных жителей помнит о них. Однако большинство приведённых фактов взяты из небольшого труда священника И. Орлова за 1902 г., посвящённого с. Иванчуг и его иконе. Нет оснований сомневаться в достоверности приведенных фактов. И. Орлов сам держал икону в руках, читал записи в церковной книге. И чтобы выяснить её историю, проделал огромную работу. Он пользовался такими неоспоримыми историческими материалами, как Ключаревская летопись, материалами по истории Астраханской епархии, записками об Астраханском крае Рыбушкина и академика П. Озерецкого за 1783 г. историка Кириллова за 1727 г. и многими другими.
Небольшой труд И. Орлова был издан в 1902 г. в Астрахани в количестве 2500 экземпляров и был быстро распродан, потому что икона Иванчуга была почитаема даже за пределами Астраханской епархии.