До середины XVIII века в Астрахани не существовало одного отдельного православного кладбища. Свои кладбища существовали при всех городских монастырях и почти при всех городских приходских храмах. Загородные кладбища устраивались только для умерших во время чумных эпидемий, так, например, умерших в «моровую язву» 1692-1693 годов хоронили на Симбирском бугре, в то время почти совсем ещё не заселённом. В начале XVIII века, когда все внутригородские погосты были переполнены, стала остро чувствоваться нужда в отдельном общегородском кладбище. И в 60-х годах XVIII столетия городские власти выносят решение об устроении такого кладбища. Устроено оно было к востоку от города, за Иоанно-Предтеченским монастырём с располагавшейся за ним Солдатской слободой, и простиралось вплоть до виноградного сада, принадлежавшего тогда Спасо-Преображенской обители. Вскоре после обустройства кладбища на нём, предположительно в 1768 году, была сооружена деревянная церковь Праведного Лазаря Четверодневного.
К концу 80-х годов XVIII века кладбище это оказалось совершенно заполнено и было перенесено на новое место, которое располагалось за виноградным садом Спасо-Преображенского монастыря, в сторону монастыря Покровского, на бугре, называемом Ивановским. 20 июня 1789 года астраханский купец Григорий Иванович Чуреков пожелал построить на новом кладбище каменную церковь в честь Святителя Николая Угодника.
На строительство Г.И. Чуреков готов был сразу же пожертвовать 25 тыс. штук кирпича, до 500 четвертей извести и на бут щебня, а с весной ещё до 100 тыс. штук кирпича. Недостающие же средства Г.И. Чуреков намеревался восполнить за счёт добровольных пожертвований, на что он просил у епархиального начальства сборную книгу. В июле 1789 года ему была дана храмоздательная грамота за подписью архиепископа Никифора и сборная книга.
22 июня 1790 года протоиереем Василием Памфиловым была произведена закладка новой кладбищенской церкви по решению Духовной Консистории, получившей наименование в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов в день Пятидесятницы. Строительство храма велось под постоянным присмотром купца Г.И. Чурекова и было закончено через шесть лет. Храм был освящён 9 июня 1796 года Астраханским архиепископом Платоном (Любарским). В трапезе храма с обеих сторон были заложены придельные алтари: северный – в честь святителя Григория, просветителя Армении (небесного покровителя купца Григория Чурекова), а южный – в честь святителя Николая Чудотворца. Приделы были также освящены архиепископом Платоном: северный – 30 сентября 1796 года, а южный – 9 сентября 1800 года. Но и после освящения строительство храма не было ещё окончательно завершено: недоставало колокольни.
4 марта 1816 года астраханский мещанин Матвей Григорьевич Чуреков писал в Духовную Консисторию, что, выполняя волю покойного отца, он много потрудился по благоукрашению Духосошественской церкви: на его средства был изготовлен иконостас с иконами, закуплена необходимая церковная утварь, снаружи храм был оштукатурен и его крыша покрыта железом. М.Г. Чуреков писал также, что родитель заповедал ему ещё при жизни своей, что если в церкви обнаружатся какие-либо ветхости, то он должен на свои средства их исправить и, самое главное, позаботиться о строительстве колокольни. Но у него средств на это не хватало, и Чуреков просил выдать ему книгу для сбора пожертвований.
Через два года, в 1818 году была возведена каменная колокольня, находившаяся в одной связи с храмом. В 1907-1909 годах храм был значительно расширен с увеличением трапезы. Придел в честь святителя Григория, просветителя Армении, был перенесён и устроен в один ряд с центральным алтарём, а придел в честь Святителя Николая Чудотворца упразднён.
Духосошественский храм был построен в строго классическом стиле. С запада и с востока он был украшен портиками с колоннами. Массивный четверик храма венчал мощный восьмигранный барабан с округлым куполом. Первоначально отделявшаяся от храма трапеза в результате поздней перестройки соединена была с ним в одно целое. Двухъярусная колокольня, покоящаяся на притворе, сверху была увенчана шпилем.
К храму были приписаны храм Афанасия Афонского, Николы Черниговского и Иоанна Предтечи.
В 1923 году Духосошественская церковь была захвачена обновленцами. А в 1930 году по распоряжению советских властей была передана другим раскольникам – григорианцам. В 1931 году храм по решению властей был закрыт и вскоре снесён. Находился он в самом центре старого кладбища г. Астрахани, к востоку от действующего ныне Иоанно-Предтеченского храма. Сзади храма был так называемый павильон, куда на Пасху, Духов день и родительские субботы сходилось кладбищенское духовенство. Здесь же служили вселенские панихиды и астраханские архиереи. Сейчас на месте Духосошественской церкви и «павильона» воздвигнут памятник погибшим во время второй мировой войны воинам.
Разрушенная на кладбище Духосошественская церковь возродилась вновь в 2000 году на другом кладбище – по улице Рождественского.
Название | Номер дела |
---|---|
Метрические записи об умерших Духосошественской церкви на православном кладбище г.Астрахани в 1917 г. | D-1 |