О мечетях города Астрахани

О мечетях города Астрахани

В документах Государственного архива Астраханской области имеются следующие сведения о «Белой соборной мечети», расположенной по адресу: ул. З. Космодемьянской, 41 / ул.Бэра, 15 / ул.Спартаковской, 34.

Белая соборная мечеть, построенная в южной заканальной части г.Астрахани в 1809-1810 гг., была первой каменной мечетью города. В фонде Астраханского губернского правления имеется дело «По прошению татарина Давида Ивановича Измайлова о постройке вместо старой мечети новой каменной, называемой Белой. 1809 г.» (ГКУАО "ГААО" .Ф.13. Оп.1. Д.20097).

В прошении татарина Бухарского двора купца 1 гильдии Давида Ивановича Измайлова на имя астраханского губернатора Л.А. Кожевникова, поданном в январе 1809 г., говорилось: «Состоящая во 2 части города Астрахани в татарской слободе деревянная мечеть, называемая Белою, от древности и давней постройки пришла в такую ветхость, что уже и богомолье в ней по закону нашему отправлять опасно. По поводу сему живущие около той мечети татары просят меня из усердия к религии нашей поправить оную починкою, но я, для лучшего благоустройства и красы в городе, равно для прочности, желаю на том же самом месте построить по имеющемуся у меня архитектурному плану каменную мечеть, и образом фигуры, и пространством точно такую, каковая теперь деревянная имеется…» (ГКУАО "ГААО". Ф.13. Оп.1. Д.20097). К прошению прикладывались составленные архитектором план, смета будущей постройки, которые Измайлов просил после их утверждения ему вернуть. Имя архитектора не называлось. В марте 1809 г. полицмейстер Малышев и архитектор Кулаков осмотрели место, занимаемое мечетью, которое предназначалось для застройки. 30 апреля 1809 г. Астраханское губернское правление вынесло решение о разрешении постройки новой каменной мечети. Строительные работы длились недолго, и в 1810 г. были закончены. На плане г. Астрахани 1810 г. Белая мечеть обозначена каменной. В экспликации к плану под № 86 значится: «вновь выстроенная татарская мечеть» (ГКУАО "ГААО". Ф.1760. Оп.52. Д.2. Л.12).

В документах Государственного архива Астраханской области имеются и более поздние сведения о Белой мечети. Например, в деле об утверждении татарина Бухарского двора Садык Ходжа Календер Ходжаева к Белой мечети муллою, 1865 г. (ГКУАО "ГААО". Ф.13. Оп.1. Д.48765).

В списке мечетей г. Астрахани за 1908-1909 гг. в 5 уч. города значится Белая соборная мечеть, построенная в 1810 г. В приходе её числилось 800 муж. и 650 жен.  Духовенство мечети: указный мулла Мухаммед Керим Хаджаев, утверждён в должности Астраханским губернским правлением в 1872 г. Указный мулла Мухаммед Латыф Шаммазанов, утверждён в должности муллы в 1906 г. (ГКУАО "ГААО". Ф.13. Оп.1. Д.55198. Л.24 об.).

О «Красной мечети», расположенной на Больших Исадах по ул.Красная Набережная, 112, имеются следующие сведения. В архивном деле Астраханского губернского правления «По прошению татар Фейтуллы Фектулова и Хабибуллы Горбунова о разрешении постройки мечети на Больших Исадах г. Астрахани. 18 февраля – 24 августа 1901 г.» имеются документы по истории постройки мечети.

С 60-х гг. 19 в. на Набережной р. Кутум существовал татарский молитвенный дом, где татары, астраханские и иногородние, торговавшие и жившие вблизи Больших Исад, собирались для молитвы без муллы, богослужений там не совершалось.

В 1894 г. этот молитвенный дом был перенесён на новое место на Набережной р. Кутум (где сейчас расположена мечеть). Постройка производилась с разрешения Астраханской городской управы, выданного на имя Хабибуллы Мусякаева Горбунова, который приобрёл землю от города в собственность и пожертвовал обществу магометан, проживающих в 4 уч. г. Астрахани для частных молений. Эти сведения о татарском молитвенном доме на Больших Исадах были собраны в 1896 г. приставом 4 уч. г. Астрахани через опрос местных татар во исполнение предписания Начальника Астраханской губернии, поскольку официально этот молитвенный дом не значился (ГКУАО "ГААО". Ф. 13. Оп 1. Д. 53555. Л. 33).

Из документов 1896 г. также известно, что Хабибулла Мусякаев Горбунов, главный ходатай об открытии мечети на Больших Исадах, был крестьянином, уроженцем Пензенской губернии Инсарского уезда Верхисенской волости с. Яндовиц, и проживал в Астрахани (с его слов) 25 лет. Следует заметить, что сам Горбунов был безграмотный, и прошения от его имени писал татарин Фектулла Фектулов, ставший впоследствии первым муллой Красной мечети. Как поверенный от астраханских и иногородних татар в числе до 200 человек, проживающих в Астрахани и торгующих на рынке Большие Исады, Х. Горбунов несколько раз обращался в губернское правление с прошением о разрешении его доверителям выстроенный деревянный флигель обратить в мечеть с назначением к ней муллы или имама. Губернское правление, по рассмотрении этих ходатайств, постановлениями своими от 23 сентября 1894 г. и 18 апреля 1895 г. разрешения на открытие мечети не давало по следующим причинам:

  • Татары, ходатайствующие о мечети, отдельного организованного общества или прихода не составляют.

  • Разрешение устройства мечетей выдаётся лишь при удостоверении в необходимости устройства новой мечети, между тем, в г. Астрахани достаточное число мечетей, в коих доверители Горбунова и могут отправлять свои религиозные обряды и служения.

  • Муллы назначаются только к мечетям, существующим в отдельных приходах, а не к молитвенным домам (ГКУАО "ГААО". Ф.13. Оп.1. Д.53555. Л.34).

Получив отказ губернского правления, Х. Горбунов, как поверенный от татар, подал в конце 1895 г. прошение в Департамент духовных дел иностранных исповеданий МВД России, откуда на имя астраханского губернатора пришёл ответ: «… Принимая во внимание, что по настоящему ходатайству просителя состоялось постановление Астраханского губернского правления, которое по силе статьи 514 Св. Зак. Т. 2. Изд. 1892 может быть отменено только ЕГО ИМПЕРАТОРСКИМ ВЕЛИЧЕСТВОМ или Правительствующим Сенатом, я признаю означенное прошение неподлежащим рассмотрению Министерства…» (ГКУАО "ГААО". Ф.13. Оп.1. Д.53555. Л.21).

Получив копию ответа Департамента духовных дел. Хабибулла Горбунов в скором времени послал прошение в Канцелярию Его Императорского Величества по принятию прошений на Высочайшее имя приносимых (ГКУАО "ГААО". Ф.13. Оп.1. Д.53555. Л.29). В 1898 г. к делу об открытии мечети подключилось Оренбургское магометанское Духовное собрание, обратившееся в Департамент духовных дел с прошением о разрешении принять жертвуемое Хабибуллой Мусякаевым Горбуновым дворовое место в г. Астрахани на Больших Исадах по Набережной р. Кутум под № 185 для постройки новой соборной мечети (ГКУАО "ГААО". Ф.13. Оп.1. Д.53555. Л.54).

В итоге, 17 ноября 1900 г., постановлением Астраханского губернского правления, постройка мечети была разрешена с образованием при ней самостоятельного прихода. План на постройку каменной мечети был утверждён Строительным отделением губернского правления 19 января 1900 г. (ГКУАО "ГААО". Ф.13. Оп.1. Д.53555. Л.76).

В более поздних архивных документах имеются следующие данные. В списке мечетей г. Астрахани за 1908-1909 гг. значится Большеисадная соборная мечеть, расположенная в 4 участке, построенная в 1900 г. В приходе мечети значатся 800 муж. и 700 жен., проживающих в 3 и 4 участках г. Астрахани.

Духовенство мечети: Ибрагим Мухаметов Байбеков мулла, имам Имузарис, – утвержден Астраханским губернским правлением 27 августа 1907 г.

Муазин Ромазин Мухаметов Шакиров Кукушев утверждён Астраханским губернским правлением 20 сентября 1907 г. (ГКУАО "ГААО". Ф.13. Оп.1. Д.55198. Л.24 об.).